fat_yankey: (Default)
[personal profile] fat_yankey
Это стоит прочитать каждому историку.

...никто из нас - историков Индии - не получил востоковедного образования, не обучался ни одному восточному языку. Однако все мы полагали, что обладаем неким преимуществом: все изучали самый, как мы считали, передовой метод исторического исследования - марксистскую теорию. Мы знали, что базисом общественного строя являются производительные силы и производственные отношения, что с переменой в способе производства меняется и вся надстройка - политика, государственный строй, законы, литературный стиль, идеология, вкусы и т.п. Инструментом же перехода от старого к новому являлась классовая борьба. Мы не должны были найти какой-то новый источник и кропотливо изучить его, наша задача состояла в том, чтобы по-новому интерпретировать уже известные исторические тексты и с помощью марксизма вскрыть глубинные корни исторических событий, выработать марксистскую теорию истории избранной нами страны. Поэтому мы были именно советскими востоковедами.

https://jlm-taurus.livejournal.com/186462.html

Date: 2022-08-29 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] someonecurious.livejournal.com
Речь идёт о начале 40-х гг.
Помню, как в школе, где я когда-то давно учился, перед нами выступал отец одной одноклассницы, дипломатический рабочий как раз в Индии, удивительно похожий на Махатму Ганди, и рассказывал, как он на каком-то официальном мероприятии произнес приветственную речь на хинди, а выступавший следом какой-то европейский дипломат говорил по-английски, т.к. хинди не знал.

Date: 2022-08-30 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Английский может быть лучше хинди если толкаешь речь не только для жителей севера Индии.

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2022-08-30 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2022-08-30 07:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2022-08-30 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2022-08-30 07:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2022-08-30 08:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goldthinker.livejournal.com - Date: 2022-08-31 01:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Январев Василий - Date: 2022-08-30 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2022-08-30 07:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2022-08-30 08:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2022-08-30 08:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2022-08-30 08:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] katmoor.livejournal.com - Date: 2022-09-02 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2022-08-30 08:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-08-29 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] yankel.livejournal.com
Да, прекрасно. А от царя батюшки специалистов по востоку совсем не осталось?

Date: 2022-08-30 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] ok-66.livejournal.com
Могу вспомнить только Баранникова и Кудрявского. Щербатский больше по Тибету.

(no subject)

From: [identity profile] fortunatus.livejournal.com - Date: 2022-08-30 09:20 am (UTC) - Expand

Date: 2022-09-09 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] semen-serpent-2.livejournal.com
Разумеется, остались. Академик Ольденбург, например. Как раз выше в тексте автор упоминала индологов Серебрякова и Челышева, получивших востоковедное образование и знавших языки

Date: 2022-08-29 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Про конские морды понравилось, да.

Date: 2022-08-30 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] cookiec3333.livejournal.com
Это тоже прекрасно:

Я избрала темой докторской диссертации Индию в правление Акбара (1556- 1605) потому, что о нем не высказывались классики марксизма, а также руководители партии и правительства. Было много примеров того, как после высказываний Сталина по поводу каких-либо исторических событий или личностей его оценка сразу же становилась законом. Я же понимала, что Сталин не имеет ни малейшего представления о Великом Моголе Акбаре и не может о нем ничего сказать, потому я могу писать о нем все, что полагаю необходимым, - это не будет считаться контрреволюционным.

Date: 2022-08-30 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] corvinus-quint.livejournal.com
Описывается инстинктивная, но общегосударственная постройка отрицательных социальных лифтов. "Умные нама тута не надены! А то ишо напридумывают чаво." Вот что бывает (https://jlm-taurus.livejournal.com/185468.html), когда в стране происходит гражданская война, и в ней побеждает сторона трамвайных хамов.

Date: 2022-08-30 01:47 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Мы предпочитаем иметь вонючие уборные, но власть советов, чем иметь чистые уборные и быть под пятой у буржуазии

(no subject)

From: [identity profile] corvinus-quint.livejournal.com - Date: 2022-08-30 02:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ok-66.livejournal.com - Date: 2022-08-30 04:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] corvinus-quint.livejournal.com - Date: 2022-08-30 06:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] nicoljaus - Date: 2022-08-30 12:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ok-66.livejournal.com - Date: 2022-08-30 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2022-08-31 01:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ajbolit-68.livejournal.com - Date: 2022-08-30 07:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valera zviagin - Date: 2022-08-30 05:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irbis-s.livejournal.com - Date: 2022-08-30 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2022-08-30 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irbis-s.livejournal.com - Date: 2022-08-31 03:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sir-barristan1.livejournal.com - Date: 2022-08-31 06:11 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] sir-barristan1.livejournal.com - Date: 2022-08-31 02:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mvksim.livejournal.com - Date: 2022-08-30 07:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valera zviagin - Date: 2022-08-30 08:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-08-30 03:57 am (UTC)
From: [identity profile] tttkkk.livejournal.com
А чё тут удивительного? Обычная картина для нашего востоковедения в 1920-1950 гг.У китаистов было похоже (но чуть лучше: военно-политическая активность в Китае требовала кадров иного склада). У корееведов была специфика из-за наличия нац.кадров, которых вырастили спешно в 1929е, что расстрелять поголовно в конце 1930х, но в целом примерно так же.
Edited Date: 2022-08-30 04:09 am (UTC)

Date: 2022-08-30 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] palestinets1977.livejournal.com
Сейчас ещё хуже. Японоведы, не знающие языка, доктора наук, изучающие Китай по русскоязычному сайту "Жэньминь жибао", монголисты-медиевисты, защищающие диссертации по переведённым с немецкого на русский первоисточникам...

(no subject)

From: [identity profile] tttkkk.livejournal.com - Date: 2022-09-02 12:43 am (UTC) - Expand

Date: 2022-08-30 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] andrey posdnyakov (from livejournal.com)
Замечательный мемуар. Мне особенно понравилось вот это:
"Особенности везде были разные, но одно общее: во всех этих феодализмах не было феода и свойственной ему системы вассальных отношений. Такая постановка вопроса не была необычной для СССР: например, в последнем издании Большой Советской Энциклопедии, подготовленной при Брежневе, была большая статья "Троцкизм", но не было статьи "Троцкий Л. Д.". Упоминать имена врагов народа было строжайше запрещено, поэтому таких врагов народа было много, но персонально никого не существовало."

Чувство юмора у Коки Александровны что надо

Date: 2022-08-31 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Жизнь в СССР воспитывает чувство юмора. Глянь хоть на нас с тобой.

Date: 2022-08-30 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] van-der-moloth.livejournal.com
Не историк, но было интересно, спасибо.

Date: 2022-08-30 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] oldzettelkasten.livejournal.com
Н. А. Машкин выпустил в 1947 г. пособие «История древнего Рима», а в 1948 г. вышло пособие С.И. Ковалева «История Рима».
22 марта 1949 г. прошло совместное заседание кафедры древней истории Исторического факультета МГУ и сектора древней истории Института истории АН СССР.

С буржуазной историографией Машкин призвал бороться, уберегая от нее студентов. Но историк сетовал, что он, в силу того, что недостаточно знаком с идеологическими течениями XIX-XX вв., не всегда может определить, к какой идеологической группе относится тот или иной ученый.
Для красного словца он вспомнил слова одного корреспондента Цицерона о солдатах как о «зайцах в шлеме» и признался: «Вот и у нас есть боязнь заняться историографическим вопросом». В то же время он указал, что подписал книгу в печать уже 31 декабря 1946 г., а с тех пор многое изменилось. Учебник написан одним человеком, но по факту это коллективный труд, поэтому нельзя быстро его переделать.

* * *

Следующим разбирался сборник «Документы истории Гражданской войны» т. I. Нарекания вызвало то, что документы в разделах давались в хронологическом порядке. Таким образом, работы Ленина и Сталина оказались не первыми, а лишь по датам их появления. «Такое слепое следование за датами было проявлением ложно понятой научности, дурного академизма. Не только главы, но и все разделы сборника следовало открывать ленинскими и сталинскими документами».

* * *

Проявление «космополитизма» было обнаружено и в творчестве искусствоведов В.Н. Лазарева, Алпатова и Брунова, которые слишком часто ссылались на иностранные исследования. В.Н. Лазареву припомнили историю с его статьей о фресках Св. Софии, где он высоко оценил работу американских реконструкторов.

В качестве примера отсутствия партийности приводилась книга М.А. Гуковского «Итальянское Возрождение» (Л., 1947). Н.А. Сидорова, сама будучи специалистом по культуре Возрождения, обвинила автора в преклонении перед Фомой Аквинским.

* * *

В одном из немногих результатов научной деятельности кафедры – докладе Ф.А. Коган-Бернштейн, посвященному «Утопии» Томаса Мора, Сапрыкин обнаружил явный «космополитизм». Он посетовал на то, что в среде медиевистов наметилась склонность к эрудиции, а не внимание к вопросам методологии.

* * *

Но не только в методологической плоскости лежали ошибки. Толмачев подверг критике и научный аппарат «Трудов»: «…Если вы просмотрите труды секторов Новой и Новейшей истории и просмотрите их под углом зрения научного аппарата, то ссылок на труды Ленина и Сталина, ссылок на Коминтерн и проч., вы почти не найдете. Во всех этих «Трудах», занимающих в общей сложности 331 стр. вы найдете 6 ссылок на работы Ленина и Сталина, и то одна из этих ссылок есть перевод Лениным одной фразы в работе Гегеля. Вы не найдете в этих работах, за исключением статьи Ерусалимского, ссылок на нашу советскую печать…. Мне кажется, в этом лежит корень всех ошибок, которые мы имели в нашей работе.

* * *

Зубок занял последовательную позицию защиты своих взглядов. Он признал пользу критики, но добавил: «Но если критика извращается и чуть ли не превращается в злобные наскоки, то пользы будет мало. Неправилен такой метод критики. Надо подходить по-товарищески, по-деловому, помогать товарищам… Что требуется для того, чтобы критика того или иного выступающего была правильной? В первую очередь я считаю – и вы все со мной согласитесь – в знании предмета». Историк возразил против приема, когда отсутствие в работе какого-либо положения вменяли в вину автору. Он справедливо указал, что в одной статье нельзя коснуться всего.

Против Зубока выступил Блюменталь: «Жесткая критика, которую мы здесь слышали, является вполне уместной, и неправильно было выступление т. Зубока, который заявил о том, что здесь были враждебные выступления. Я таких враждебных выступлений не слышал… Но неправильным является постановка тов. Зубок, когда он попытался поставить определенные условия критикующим, когда он заявил, что для того, чтобы критиковать, необходимо знать хорошо».


В. В. Тихонов
Советская историческая наука в условиях идеологических кампаний середины 1940-х – начала 1950-х годов.
(https://vk.com/doc140751474_496960825)

Date: 2022-08-30 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] misguard.livejournal.com
А все потому, что красные — это чертовы сектанты.

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2022-08-30 07:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misguard.livejournal.com - Date: 2022-08-31 06:05 am (UTC) - Expand

Date: 2022-08-30 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] akalashnikov02.livejournal.com
"Мы не должны были найти какой-то новый источник и кропотливо изучить его, наша задача состояла в том, чтобы по-новому интерпретировать уже известные исторические тексты и с помощью марксизма вскрыть глубинные корни исторических событий, выработать марксистскую теорию истории избранной нами страны."

С интересом ознакомлюсь со списком вновь обнаруженных и кропотливо изученных источников, а также вскрытых глубинных корней исторических событий после исторического материализма, который душил. А вот компиляций и интерпретаций известного имеется в избытке.

А вот Дьяконов таки смог

Date: 2022-08-30 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] svarogych.livejournal.com
А вот Дьяконов таки смог, с помощью этого самого марксизма, показать, что Шумер был не буколической конфедерацией городов-храмов, в которым каждый бомж получал хлеб насущный из рук божьих, а группой вечно воюющих между собой рабовладельческих олигархий, во многом сильно напоминающих Новгородскую республику.

Date: 2022-08-30 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] ajbolit-68.livejournal.com
Отсутствие знания восточных языков не мешало тем, кто занимался Британской Индией (в рассматриваемое время Индия была еще частью Британской империи), поскольку все официальные документы и научные исследования были на английском языке.

Date: 2022-08-30 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
Ну, я не стала бы свысока иронизировать.

С чего могли начинать - с того и начинали.

Date: 2022-08-30 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] Январев Василий (from livejournal.com)
Интересные воспоминания, спасибо. Когда дочитал примерно до середины в памяти всплыла история, которую как то рассказывал наш завкафедры профессор Олег Прокофьевич Крыжановский. В 20-х годах в среде советских историков возникла дискуссия об азиатском способе производства, который упоминал в своих работах Карл Маркс. И в процессе вдруг выяснилось, что древние и средневековые восточные общества похожи на…. СССР:) В результате дискуссию в административном порядке в начале тридцатых свернули, а ее участников чуть позже, во время Большого террора, перестреляли.

Date: 2022-08-30 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] oldzettelkasten.livejournal.com
Да, Восленский в "Номенклатуре" тоже пишет об этом.


Итак, по Марксу, классовое общество знает четыре последовательно сменяющие друг друга формации — четыре способа производства: 1) азиатский, 2) античный, 3) феодальный, 4) капиталистический. Им предшествует доклассовое общество — «первобытный коммунизм», за ними следует бесклассовое общество — коммунизм, «светлое будущее всего человечества».

Хотя сказанное было справедливо представлено Марксом как итог многолетних работ, его затем обуяли сомнения.

Марксистское учение построено на классовом анализе развития общества. Естественно, что Маркс должен был прежде всего указать господствующий класс в каждой формации. Он называет четко: в античности — рабовладельцы, при феодализме — феодалы, при капитализме — капиталисты, при диктатуре пролетариата — пролетариат. И вдруг, говоря об азиатской формации, классик сбивчивой скороговоркой объявляет, что правящим классом были… деспоты или государство.

Но ведь это же бессмыслица. Деспот — не класс, государство, именно с марксистской точки зрения, — аппарат господствующего класса. Какой класс господствует при «азиатском способе производства»?

Класс этот очевиден: правящая бюрократия деспотического государства. Даже если на тонкого аналитика Маркса нашло в этом вопросе затмение, читал же он в работах своих предшественников о роли бюрократии в восточных деспотиях.[476]

Дело не в затмении. Маркс не может произнести слова «бюрократия» и предпочитает даже в «Капитале» писать бессмыслицу о «суверене» и «государстве» явно потому, что не хочет говорить о политбюрократии как господствующем классе общества.[477]

* * *

Мы видим: уже основоположники марксизма заметили в «азиатском способе производства» неприятные черты сходства с «диктатурой пролетариата», а «отцы» номенклатуры отреагировали на эту опасность, вычеркнув «азиатский способ» из числа формаций. Убедились мы и в том, что сущность «азиатского способа» состоит в применении метода тотального огосударствления, причем правящий класс — политбюрократия — регламентирует всю жизнь общества и деспотически им управляет при помощи мощной государственной машины. Идея именно такой структуры проходит красной нитью через социалистические учения, вершиной которых объявляет себя марксизм-ленинизм. И правда: при реальном социализме господствующим классом является политбюрократия — номенклатура, она регламентирует жизнь общества и управляет им через свой аппарат — государство.

Date: 2022-08-30 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] pyshch.livejournal.com
Поскольку речь идет о 1930-50-х годах картина вполне обыкновенная. Достаточно Покровского почитать.

Date: 2022-08-30 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] petrazmus.livejournal.com
И сейчас есть кандидаты с диссертацией о левом крыле в зарождавшемся национал-социализме в Германии не знающие немецкого языка...

Date: 2022-08-30 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] b-graf.livejournal.com
С Африкой нечто похожее было (по воспоминаниям А.Давидсона), т.е. с голого листа начинали, но без таких идеологических вывертов, т.к. уже послесталинский период. Даже переводили "ихнего" Дэвидсона (в 60-70-е — прогрессивный потому что, противник апартеида, колониализма и т.п.); не знаю, было ли противопоставление с "нашим" :-)

Date: 2022-08-31 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] s535.livejournal.com
Историк, московский краевед И.И. Шитц(1874—1942) записал в своем дневнике 11 апреля 1928 года:
"На зачете в I МГУ красный студент, на вопрос о различии венецианской и флорентийской школ живописи, очень недурно рассказывал, как полагается, о великолепии красок венецианцев и о некоторой сухости, скорее раскрашенном рисунке, чем живописи, у флорентийцев. Испытующий профессор просит подвести марксистскую базу под оба явления. Студент молчит - профессор помогает: какой капитал был в Венеции? — Торговый; а во Флоренции? — Промышленный. — Ну, вот, торговый капитал отличается, как известно, широтой размаха, блеском, - отсюда венецианская красочность. А промышленный капитал? Он все строит, рассчитывает, отсюда схема, рисунок, построение — во флорентийской живописи.
Студент идет к другому столу сдавать русское искусство (злые языки добавляют, у проф. Ал. Ив. Некрасова). Студент толково отвечает на вопрос о различиях между московской и Новгород, школами. В Москве — яркие краски. В Новгороде суровые, темноликие иконы. А марксистский подход? Студент молчит. — А какой капитал в Новгороде? — Торговый. — А какой капитал в Москве? — Промышленный. — Ну, вот. Торговый капитал чем отличается? Он прижимистый, кулацкий, суровый, — от этого и живопись новгородская скупа на краски, сурова по схемам. А промышленный капитал? Он дерзкий, предприимчивый, яркий. Отсюда яркость и блеск красок в московской живописи

Date: 2022-09-02 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] rolls-n.livejournal.com
...никто из нас - историков Индии - не получил востоковедного образования, не обучался ни одному восточному языку

Группа историков решила поднять себе авторитет, объявившись историками всея Индии. С этого надо начинать. 5 историков заявили, что они уполномочены говорить от имени всех индийских историков. А если посмотреть на нынешнее развитие Европы, в первую очередь определяет коллективная память о двух мировых войнах. Единую валюту евро давно прозвали памятником коллективной глупости. Не может быть общей валюты без политического союза. У европейцев это как то получилось. Как люди, которые знали Гельмута Коля, рассказывали, когда на это соглашался, для него такое тесное объединение было гарантией, что Германия никогда больше не вернётся к национал-социализму.
На днях Польша нахально потребовала у Германии репараций триллион евро за ущерб в войне. И немцам нельзя такой вопиющей наглости возмутиться, что отняли у них Померанию, Силезию, Пруссию. Добыли там полезных ископаемых на сотни миллиардов. Потому что холокост. Вроде как все тогда ошибались, но вина немцев уникальна. Т.е. историческая память определяет развитие, а производительность труда уже лет 60 на приблизительно одном уровне. Прорывов каких то глобальных давно не было.

Profile

fat_yankey: (Default)
Igor Kurtukov

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 2930 31   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 10:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios