Sep. 16th, 2022

fat_yankey: (Default)
Итак, праздничные салюты в Москве по поводу освобождения Изюма и Купянска уже отгремели. Eсли несколько дней назад ещё можно было сомневаться, то теперь уже совершенно очевидно, что украинское наступление взяло оперативную паузу и фронт стабилизировался по Осколу. Давайте немножко оглянемся назад, и попытаемся оценить - что это было?

Украина вступила в войну имея семнадцать общевойсквых бригад в сухопутных войсках (1 и 17 танковые, 10 и 128 горно-штурмовые, 14, 24, 28, 30, 53, 54, 72, 92 и 93 механизированные, 56, 57, 58 и 59 мотопехотные), пять в десантно-штурмовых (25, 79, 80, 81 и 95), две в морской пехоте (35 и 36), и четыре бригады и три полка в войсках оперативного назначения НГУ (1, 3, 4 и 12 бригады, 8, 9 и 45 полки). Всего - двадцать восемь "полевых" бригад и три полка. В условном пересчёте на бтгр - примерно 90.

Кроме полевых войск имелись охранные - две бригады ( Президентская и 101) в сухопутных войсках; семь бригад, пять полков и двенадцать отдельных батальонов в НГУ (5, 11, 21, 22, 23, 25 и 27 бригады, 15, 16, 19, 40 и 50 полки), всего около 50 охранных батльонов.

Охранные войска, в отличии от полевых, не имеют тяжёлого оружия (танков, артиллерии), не имеют мобильных тылов, то есть привязаны к своим пунктам дислокации. Многие из них (такие, как конвойные бригады, 22 бригада охраны дипломатических представительств, батальоны по охране атомных электростанций, 101 бригада охраны Генштаба) не могут быть отвлечены от охраняемых объектов. Другие могут привлекаться на фронт в качестве лёгкой пехоты, если, условно говоря, фронт пришёл к ним.

За время войны Украина полностью потеряла две "полевые" бригады - 36 морской пехоты и 12 нацгвардии (в которую входил "полк" Азов).

За то же время она развернула тринадцать резервных бригад (3, 4 и 5 танковые, 63, 65, 66, 110, 115 механизированные, 60, 61, 68, 71 пехотные, 46 десантно-штурмовая), часть на основе кадра, часть, видимо, на пустом месте. А также восстановила уничтоженную 36 бригаду морской пехоты. Это, в условном пересчёте, 42 бтгр.

Кроме того, принятый до войны Закон об основах национального сопротивления позволил развернуть двадцать четыре областные (100-124, без 112) и семь городских (112, 125-129 и 241) бригад территориальной обороны, примерно 160 батальонов. Изначально это были чисто охранные войска, но постепенно, по мере обучения их начали выставлять в первую линию на вспомогательных направлениях. Эти войска ограничено способны выполнять боевые задачи по обороне и отчасти по наступлению, при поддержке регулярных частей, особенно артиллерии. На фронте сейчас примерно 15 таких бригад. Условно - 45 батальонных групп.

То есть, за 200 дней войны Украина почти удвоила количество частей на фронте, потеряв, конечно, в качестве. Войска агрессора, напротив, несколько уменьшились. Последние западные оценки дают около 110 российских и 30-40 донбасских бтгр в зоне операции (включая вторые эшелоны и оперативные резервы). Это меньше, чем в феврале.

Людям, рассказывающим как ловко коалиция агрессоров "перемалывает" украинскую армию, стоит задуматься над результатом этого "перемалывания". Результат такой, что против 140-150 расчётных бтгр коалиции агрессора, Украина теперь имеет 180-190 бтгр. И это при том что агрессоры уже утеряли превосходство в воздухе. Воздух стал "нейтральным".

Возвращаясь к заданному в самом начале вопросу: "что это было?" - это была эксплуатация Украиной изменившегося соотношения сил. Перевес, конечно, ещё не подавляющий. Будь у украинцев добрый резерв в затылок наступающим на Купянск, который бы можно было ввести в сражение, обрушение восточного фронта агрессора приняло бы катастрофические масштабы, на Осколе бы уже не закрепились.

Да, само по себе соотношение сил решает немного, его нужно ещё суметь проэксплуатировать. Нужно ещё превосходство в классе оперативно-стратегического и оперативного мышления. И украинское высшее командование, до сих пор этот класс упорно прятавшее, в этой операции его продемонстрировало.

Прежде чем идти дальше, давайте немного определимся с теминологией. Операции чаще всего состоят из нескольких скоординированных ударов, наносящихся в разное время и на разных направлениях. С главным ударом обычно терминологической путаницы не возникает, но вот "неглавные" удары называют кто в лес, кто по дрова. Звучат выражения "демонстративный удар", "сковываюший удар", "отвлекающий удар", "вспомогательный удар"... В принципе все эти выражения правильные, но относятся к разным явлениям.

Вспомогательный удар наносится меньшей частью сил на вспомогательном направлении и призван создать условия для успеха удара главных сил на главном направлении. При этом, чаще всего он имеет самостоятельное значение и решает определённые задачи. Отвлекающий удар - это разновидность вспомогательного удара, когда удар не имеет самостоятельного значения, не нацелен на собственный успех, а призван лишь способствовать успеху главного путём отвлечения войск и резервов противника с главного направления. Сковывающие действия (не обязательно удар) имеют целью сковать манёвр противника, обычно через втягивание его в бои. Демонстративные действия (тоже не обязательно удар) имеют целью введение противника в заблуждение и в идеале вовсе не приводят к столкновению.

Украинская "Сентябрьская операция" представляет собой комбинацию двух операций - "Правобережной" и "Изюмско-Купянской". "Правобережная" операция - это типичный вспомогательный удар, который вместе с тем (и в этом как раз и есть класс) имел демонстративные, отвлекающие и сковывающие элементы. Подготовка к операции велась совершенно демонстративно (как там у Кристи: A Murder is Announced), это вызвало значительное отвлечение сил с других направлений. Переброшенные на правобережье силы были скованы нанесением ударов на четырёх участках (Херсонский, смежные Снигиревский и Андреевский, Ольгинский). При этом главный удар наносился на Андреевском участке, Херсонский и Ольгинский были по отношению к нему вспомогательными, а удар на Снигиревском участке - отвлекающим.

В целом же, "Правобережная операция" носила вспомогательный характер по отношению к "Изюмско-Купянской". То есть велась прежде всего, чтобы способствовать её успеху. Ввела противника в заблуждение относительно места главного удара, отвлекла и сковала значительные силы, оставив агрессоров без резервов стоящих упоминания. А через неделю после начала наступления у Андреевки случился прорыв у Балаклеи.

Заметьте ещё одну вещь - замысел должен быть прост. При этом, он не должен быть туп. Украинское командование добилось этого через "фрактальность". На оперативно-стратегическом уровне мы видим достаточно простую идею - два удара, главный (на Купянск) и вспомогательный (на Берислав) на противоположных концах стратегического фронта, чтоб затруднить противнику манёвр силами. Если теперь мы возьмём удар на Берислав, то и его идея проста, и похожа на идею общей операции - главный удар наносится в центре фронта, через Андреевку, при этом противник сковывается на противоположных концах правобережного фронта ударами на Ольгино и на Херсон.

Как я там выше отметил, вспомогательный удар вполне может решать собственные задачи. И в этом смысле "Правобережная операция" ещё не закончена. На российских ресурсах пытаются представить украинское наступление через Ингулец у Андреевки то как самоубийственное, то как провалившееся. Типа сидят там в простреливаемой насквозь "кишке". Глупые хохлы.

А между тем, если посмотреть вот ниже на карты изменениея обстановки, то видно что украинцы успешно расширяют плацдарм. То что началось действительно как узкая "кишка" между Андреевкой и Лозовым, превратилось во вполне солидный плацдарм от Малой Сейдиминухи до Белогоровки. Сухой Ставок, про который рассказывали, как там всех хохлов перебили, терперь уже прочно под украинским контролем, а зона боёв протянулась вдоль шоссе Берислав-Давыдов Брод аж до Вишневого. И видите на последней карте синий "калашников" в Чаривном? Это украинские ДРГ. Это значит, сплошной фронт агрессоры там создать не могут. А Чаривное аккурат на пол-пути от Александровки до Берислава.



И это неуклонное продвижение создаёт неопределённость для противника: что будет делать украинское командование дальше? Будет ли оно наращивать усилия на Бериславском направлении? Или выберет для главного удара Мелитопольское? В последнем случае, "Правобережная операция" сработает как вспомогательная аж для двух главных ударов. В первом будет интересный пример переноса усилий.

Я не буду здесь рассказывать про возвращение "блицкрига" в эту войну. Достаотчно отметить, что "Изюмско-Купянской" операцией украинцы блестяще продемонстрировали, что не может идти речи о любимом бывшим военным историком Исаевым "позиционном кризисе на новом витке развития". Нет никакого "позиционного кризиса", есть обычный недостаток сил и средств для полноценного перехода к манёвренной войне. Как только силы и средства удаётся собрать - тут вам и voila.

Напоследок хочу обратить внимание на бросающийся в глаза перелом в тональности. Ещё совсем недавно основной темой росийских ресурсов было "наши в пятый раз взяли Пески, идут на Краматорск". Теперь же гораздо чаще слышно "наши держатся в Лимане", "противнику не удалось взять Давыдов Брод", "не верьте, под Сватово украинцев нет".

Такие дела, да.

Profile

fat_yankey: (Default)
Igor Kurtukov

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 2930 31   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 04:28 am
Powered by Dreamwidth Studios