fat_yankey: (Default)
[personal profile] fat_yankey
В прошлом посте с неизбежностью возникла тема предвоенных темпов развития России. Приведённые там графики не очень наглядный материал для уяснения именно этой темы. Нарисовал парочку получше.

Перво-наперво: промышленное производство в России в период 1887-1913 росло быстрее, чем у прочих великих держав. Видимо Россия тогда была похожа на современный Китай: большие резервы рабочей силы, большая ёмкость финансовых рынков, благоприятный инвестиционный климат. Вот график роста в сравнении с Германией (которая показывала лучшие темпы роста среди первой тройки развитых европейских стран). По России отображены два индекса - Кафенгауза (1) и Голдсмита (2). 1887 год принят за 100.



Однако, таки чудесные темпы роста были в основном в конце XIX века. В начале ХХ русская промышленность по прежнему росла быстро, но уже не быстрее германской. А Италия росла даже быстрее России (и, естественно, Германии). С 1909, перед самой войной, Россия опять ускорилась. Здесь за 100 принят 1900 год:

From: [identity profile] nikolamsu.livejournal.com
дрожь чисто физиологического отвращения :-(
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
что коррелирует с известным подъемом рев. движения в начале века ХХ.

Date: 2013-08-27 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com
Причину и следствие путаете, мраксисты, млин.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Корреля́ция (от лат. correlatio — соотношение, взаимосвязь)

Что-то не так?
(deleted comment)

Date: 2013-08-27 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Абсолютные были в прошлом постинге. Но немедленно зашла речь о темпах, а темпы - это относительный показатель.

(no subject)

From: [identity profile] russian-savage.livejournal.com - Date: 2013-08-27 04:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] monetam.livejournal.com - Date: 2013-08-27 05:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] russian-savage.livejournal.com - Date: 2013-08-27 06:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rouric.livejournal.com - Date: 2013-08-27 06:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] monetam.livejournal.com - Date: 2013-08-27 06:20 am (UTC) - Expand

Ну

From: [identity profile] rouric.livejournal.com - Date: 2013-08-27 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2013-08-27 11:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] monetam.livejournal.com - Date: 2013-08-28 01:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com - Date: 2013-08-27 06:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] monetam.livejournal.com - Date: 2013-08-27 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com - Date: 2013-08-27 06:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kris-reid.livejournal.com - Date: 2013-08-27 08:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lightjedi.livejournal.com - Date: 2013-08-27 09:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com - Date: 2013-08-27 09:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lightjedi.livejournal.com - Date: 2013-08-27 09:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2013-08-27 04:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-27 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] rouric.livejournal.com
Спад 1905 года это вооруженный конфликт с Японий и сопутствующие диверсии и саботаж.

Date: 2013-08-27 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com
Конфликт с японией скорее сказался положительно. Военная мобилизация экономики, то сё, спад вызван революцией.

Конфликт

From: [identity profile] rouric.livejournal.com - Date: 2013-08-27 05:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-27 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com
Видимо Россия тогда была похожа на современный Китай

Верно. Плюс белое население. И неограниченные ресурсы.

В начале ХХ русская промышленность по прежнему росла быстро, но уже не быстрее германской.

Если выкинуть спад, вызванный революцией, т.е. внеэкономическими прчинами, то быстрее и намного.

Date: 2013-08-27 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] russian-savage.livejournal.com
Да выкидывайте любые причины, какие Вам угодно. Только потом не удивляйтесь как пышущая экономическим блеском страна разваливается на кусочки и сваливается в хаос гражданской войны.

(no subject)

From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com - Date: 2013-08-27 07:11 am (UTC) - Expand

Date: 2013-08-27 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] idelle-m.livejournal.com
Евразийское, в основном.

Росла, кстати, в основном, усилиями той же Германии, а также Бельгии, Франции и др.
Откуда, думаете, тема "царских долгов"?

(no subject)

From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com - Date: 2013-08-27 07:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idelle-m.livejournal.com - Date: 2013-08-27 07:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sssshhssss.livejournal.com - Date: 2013-08-27 07:24 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] lightjedi.livejournal.com - Date: 2013-08-27 12:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-27 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] serjio-zeider.livejournal.com
А почему к посту такой заголовок?
Между прочим замедление начала 20-го века понятно. Сперва мировой экономический кризис 1899-903 гг, потом война и революция, в рещультате от кризиса экономика стала очухиваться к 10 году и первый этап послекризисного роста Россия проморгала

Date: 2013-08-27 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
В качестве индексов, стоило наверное привести "расширеный индекс Кафенгауза" и/или "расширенный индекс Голдсмита", например отсюда
http://journals.cambridge.org/action/displayAbstract?fromPage=online&aid=4125728
или из Сухары. НЯЗ, это на данный момент общепринятая точка зрения.
Для Германии индекс выглядит странно - куда-то исчез провал мирового финансового кризиса 1908 года, который по Германии ударил очень сильно. Если смотреть индекс здесь http://www.nber.org/databases/macrohistory/data/01/a01008aa.db то он выглядит иначе.

> В 1913, перед самой войной, Россия опять ускорилась

Я бы сказал, что Россия ускорилась с 1908, тоесть сразу как революция закончилась, что хорошо видно по графикам.

Date: 2013-08-27 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Да, меня тоже напрягло отсутствие падения германского индекса в 1908. Данные я взял из вашей ссылки на Burhop, Industrial production in the German Empire, 1871-1913, pp.28-29, колонка Industrial Production Index.

(no subject)

From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com - Date: 2013-08-27 03:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-27 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] lightjedi.livejournal.com
Чем короче период, тем больше можно найти стран, которые демонстрировали в этот период высокий рост. Перед ПМВ кто только не отметился - Аргентина, Россия, Япония, Канада, Австралия, Австрия, Бразилия, Индонезия, США, Германия...

Но мягко говоря не всем удалось выдержать темп.

Date: 2013-08-27 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
Страна с численностью населения в полторы Самарской губернии (Самара в 1897 - 2.8млн, Аргентина в 1895 - 4млн) или вообще колония, как Индонезия - прекрасные примеры для сравнения с РИ, очень сопоставимые ;)
Япония, США, Германия, учитывая что они росли медленнее РИ, наоборт весьма показательны.

(no subject)

From: [identity profile] lightjedi.livejournal.com - Date: 2013-08-27 12:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-27 11:44 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Не, ну было некое фактическое утверждение "высокие темпы промышленного роста РИ это миф". Я просто показал что не миф. Действительно с конца XIX века был быстрый рост.

Date: 2013-08-27 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] lightjedi.livejournal.com
Кстати, учитывая неточность данных до 1913 года, лучше взять именно его за 100 процентов и крутить график назад.

Date: 2013-08-27 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Оно так и было, но это менее наглядно. Поэтому я пересчитал в 100 на начало периода.

почти в тему

Date: 2013-08-27 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Начало ХХ века в России совпало со взрывообразной волной трудовой эмиграции. С одной стороны, это было обусловлено легализацией выезда на сезонные работы в зарубежные страны, а с другой – поражением революции 1905–1907 годов.

Re: почти в тему

Date: 2013-08-27 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com
> Начало ХХ века в России совпало со взрывообразной волной трудовой эмиграции

За 1908-1913гг по данным таможенного департамента сумарно выехало из РИ 67.5 млн, въехало 68.1 млн, что дает 600 тыс превышения приехавших на выехавшими - никак не похоже на "взрывную эмиграцию", скорее иммиграцию. Цифры из статежегодника РИ за 1914.

Re: почти в тему

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2013-08-27 04:32 pm (UTC) - Expand

Re: почти в тему

From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com - Date: 2013-08-27 04:42 pm (UTC) - Expand

Re: почти в тему

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2013-08-27 04:49 pm (UTC) - Expand

Re: почти в тему

From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com - Date: 2013-08-27 04:59 pm (UTC) - Expand

Re: почти в тему

From: [identity profile] kosmodesantnick.livejournal.com - Date: 2013-08-29 09:43 am (UTC) - Expand

Re: почти в тему

From: [identity profile] lightjedi.livejournal.com - Date: 2013-08-28 08:04 pm (UTC) - Expand

Re: почти в тему

From: [identity profile] bash-m-ak.livejournal.com - Date: 2013-08-28 09:24 pm (UTC) - Expand

Re: почти в тему

From: [identity profile] kosmodesantnick.livejournal.com - Date: 2013-08-29 09:46 am (UTC) - Expand

Date: 2013-08-27 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] megamihalych.livejournal.com
Из всех этих индексов видно, что РИ обгоняла Германию в течении 20 лет, а потом взяли и получили снарядный кризис в ПМВ.

Что говорит наука по этому поводу - было у нас производство взрывчатых веществ в нужном объеме или нет? Закупали мы компоненты взрывчатки в Германии или нет? И как так получилось, что мы их 20 лет обгоняли, обгоняли и к войне пришли без нужной химии (от слова совсем?) ?

Date: 2013-08-27 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Россия обгоняла Германию по темпам роста промышленного производства.

"Темп роста" (на случай если вы не знаете) означает "во сколько раз больше чем в прошлом году". Например, если в 1900 году Россия производила 10 ... ну, скажем, "снарядов", а в 1901 - 12, а Германия в 1900 производила их 50, а в 1901 - 55, то Россия обгоняла Германию по темпам роста производства. У России за год производство выросло на 20%, а у Германии - на 10%.

Причём (я уже обращал внимание в прошлом посте) "промышленность" не означает "машиностроение" или "химпром". Нужно отдельно посмотреть, что давало наибольший вклад в рост Российской промышленности. Может это была, скажем, текстильная.

(no subject)

From: [identity profile] megamihalych.livejournal.com - Date: 2013-08-28 05:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhu-s.livejournal.com - Date: 2013-08-28 07:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nilsky-nikolay.livejournal.com - Date: 2013-08-28 08:43 pm (UTC) - Expand

Profile

fat_yankey: (Default)
Igor Kurtukov

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 2930 31   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 06:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios