fat_yankey: (Default)
[personal profile] fat_yankey
Есть очень распространённое мнение, что во время Войны положение с горючим в СССР было заметно получше, чем в Германии. Типа СССР добывал многия нефти в обоих Баку (даже в самый тощий год - 18 млн.тонн), а у немцев было только маленькое Плоешти в далёкой Румынии (даже в самый жирный год не более 6 млн.тонн).

По поводу добычи всё верно. А вот по поводу горючего... В подготовленном после войны докладе начальника тыла Красной армии приводятся такие данные по расходу горючего во время войны:
1941 - 1680 тыс.т (второе полугодие)
1942 - 2662 тыс.т
1943 - 3261 тыс.т
1944 - 3846 тыс.т
1945 - 1910 тыс.т (первые пять месяцев)

В книжке "промышленность Германии в годы Второй мировой войны" даются такие цифры по расходу горючего Вермахтом:
1940 - 3005 тыс.т
1941 - 4567 тыс.т
1942 - 4410 тыс.т
1943 - 4762 тыс.т

Цифры не совсем сравнимые, расход по СССР дан без флота, а по немцам - с флотом. Но флот дает невеликую добавку, и можно смело утверждать, что расход горючего за войну в вооружёных силах СССР и в Вермахте был примерно одинаков (в СССР, при этом, чуть меньше). А добыча нефти в СССР была в разы больше.

Почему так? Причина двояка. Во-первых нефтепереработка в СССР шла в основном по старым, докрекинговым, технологиям и выход бензина был невелик. Во-вторых немцы не были столь зависимы от румынской нефти, как это принято считать. В 1941 году значительную часть потребления составил расход запасов, захваченных в европейских странах, а к 1943 году вышли на полную мощность заводы синтетического горючего, которые далее и давали основную массу немецкого бензина. Реальные проблемы с обеспеченностью моторным топливом у немцев начались после того, как американцы разбомбили эти заводы, т.е. уже в конце 1944 г.

Такие дела, да.

Подробнее: http://journal.kurtukov.name/?p=80

Date: 2010-05-14 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] motodenisio.livejournal.com
но не учитывается количество механизированных войск, которых в германии было 41-42 да и наверное в 43 больше.
соответственно большее количество потребление топлива тем же количеством войск.
большее количество авиации в 41-42 чем у СССР.
а также наступательный ход войны войны для германии в 41-42 году что создавало трудности снабжения войск
да и фразы "по расходу горючего Вермахтом:" и "а по немцам - с флотом" плохо состыковываются.
так потребление всеми войсками или вермахтом?

Date: 2010-05-14 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] dr-guillotin.livejournal.com
но не учитывается количество механизированных войск, которых в германии было 41-42 да и наверное в 43 больше.

Больше в чем? В штуках соединений у СССР и в 1941 г., и в 1943 г. механизированных войск больше. Правда соединения у немцев пожирнее по своей численности.

большее количество авиации в 41-42 чем у СССР.

Тут скорее не штуки самолетов надо считать, а кол-во боевых вылетов.

(no subject)

From: [identity profile] motodenisio.livejournal.com - Date: 2010-05-14 05:57 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-14 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] dr-guillotin.livejournal.com
Кстати помимо собственно мотомеханизированных соединений, в СССР было много танковых частей непосредственной поддержки пехоты. В вермахте(батальоны, позднее бригады Штугов) таковых все же было поменьше.

(no subject)

From: [identity profile] motodenisio.livejournal.com - Date: 2010-05-14 06:10 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] motodenisio.livejournal.com - Date: 2010-05-14 08:47 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-14 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] angobando.livejournal.com
флот дает невеликую добавку

а как же пассажи Пикуля про «мы сжираем столько топлива на один выход, сколько танковая дивизия» от командира «Тирпица»?

Date: 2010-05-14 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] monetam.livejournal.com
Да, а вот поинтересоваться процентным соотношением "природного" и " синтетического" бензина ( по годам) можно ? Фраза " вышли на полную мощность" слишком общая.

(no subject)

From: [identity profile] ok-66.livejournal.com - Date: 2010-05-14 05:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2010-05-14 05:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-05-14 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] filonov.livejournal.com
По немцам потребление флота учтено. А с нашего флота прибавка сильно другая.

Date: 2010-05-14 08:57 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Так же как "остроносые свордфиши" того же автора.
Особенно если учесть, что "Тирпиц" жрал котельный мазут, а танки - высокооктановый бензин.

(no subject)

From: [identity profile] angobando.livejournal.com - Date: 2010-05-14 09:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-05-14 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angobando.livejournal.com - Date: 2010-05-14 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-05-14 09:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angobando.livejournal.com - Date: 2010-05-14 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-05-14 09:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angobando.livejournal.com - Date: 2010-05-14 09:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-05-14 09:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angobando.livejournal.com - Date: 2010-05-14 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-05-14 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2010-05-14 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2010-05-15 01:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2010-05-14 05:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2010-05-14 11:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angobando.livejournal.com - Date: 2010-05-14 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-05-14 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angobando.livejournal.com - Date: 2010-05-14 12:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-05-14 12:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angobando.livejournal.com - Date: 2010-05-14 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tabetorv.livejournal.com - Date: 2010-05-14 11:15 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] paidiev.livejournal.com
1. Главным источником нефти для Гитлера был реэкспорт через нейтралов. Через Швецию, Испанию, Португалию. Помню видел табличку в 40-41 гг. Получил из СССР 900 тыс тонн, и 2 млн. из Швеции, ьолее 2 млн из Португалии, 2 млн из Испании.
2. самые большие проблемы начались у Гитлера после потери заводов синтетического горючего в Силезии и Румынии.
From: [identity profile] allin777.livejournal.com

"...Помню видел табличку в 40-41 гг. Получил из СССР 900 тыс тонн, и 2 млн. из Швеции, ьолее 2 млн из Португалии, 2 млн из Испании..."

У вас опять фантазии? Табличку вы конечно посоветуете искать в Гугле... )))

Date: 2010-05-14 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] cyclolife.livejournal.com
> Есть очень распространённое мнение, что во время Войны положение с горючим в СССР было заметно получше, чем в Германии

Положение с высокооктановым авиационным бензином в СССР было очень тяжелым.

Заявка НКО на высокооктановые авиабензины составляла по Б-78 2.656 тыс. т, по Б-74–985.189 тыс. т, авиабензина Б-70–600 тыс. т, других авиабензинов — 284 тыс. т, автобензина — 4.735 тыс. т, дизельного топлива — 1.629 тыс. т.

Мобилизационным планом народного хозяйства на 1941 военный год было предусмотрено поставить НКО 174,5 тыс. т авиабензина Б-78. При наличии в неприкосновенных запасах НКО 56,9 тыс. т этого типа бензина обеспеченность годовой потребности составляла менее 22,5%. По другим типам бензинов потребность НКО планировалось обеспечить (с учетом использования наличных неприкосновенных запасов) по Б-74 на 28,6%, по Б-70 и РБ-70 — на 98,8%{297}. Но Б-70 и РБ-70 использовались в основном на устаревших типах самолетов, и основная доля потребностей по ним приходилась на учебные части и курсы усовершенствования.

Мелия А.А. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР. -- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
http://militera.lib.ru/research/melia_aa/10.html
From: [identity profile] paidiev.livejournal.com
Под конец войны, с 1944 все истребители советского производства летали на форсированных двигателях. Это снижало моторесурс более чем в два раза и требовало выскокачественного бензина. На 95% он шёл из США.

Спасибо, интересно!

Date: 2010-05-14 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] alexsh25.livejournal.com
Тогда в чем причины постоянных жалоб немцев на нехватку горючего?

Или по причине более интенсивного использования техники у немцев малейший перебой становился критическим? Или после потери стратегической инициативы запасы горючего оказывались не там, где в нем возникала повышенная потребность?

Re: Спасибо, интересно!

Date: 2010-05-14 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] sprachfuehrer.livejournal.com
смею предположить, что военные жалуются всегда :))

Re: Спасибо, интересно!

Date: 2010-05-14 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] kurt-bielarus.livejournal.com
Ну, не постоянных, а именно со второй половины 1944 г.

Re: Спасибо, интересно!

Date: 2010-05-27 05:35 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ну это когда танковые части вырываются за сотни км., а тылы отстали, вот они и встают до подходов тыла. У нас ровно такие же проблемы были летом 1944 и даже в 1945. У немцев острая нехватка в августе 1942, когда танковые части на Кавказ прорвались. У Гальдера в дневниках написано.

по поводу флота

Date: 2010-05-14 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] mad-mortigen.livejournal.com
а как же тысячная армия подводных лодок - поди соляр весь на них уходил потому и дизели в сухопутных войсках широко не внедряли

Re: по поводу флота

Date: 2010-05-14 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] e-c-r-d.livejournal.com
Дизели были в сухопутных. Опель блиц грузовик -- дизельный. Другое дело, что танков дизельных не было.

Re: по поводу флота

From: [identity profile] nektoa.livejournal.com - Date: 2010-09-26 05:18 am (UTC) - Expand

Re: по поводу флота

From: [identity profile] e-c-r-d.livejournal.com - Date: 2010-09-26 07:29 am (UTC) - Expand

Re: по поводу флота

From: (Anonymous) - Date: 2010-05-27 05:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-05-14 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] sprachfuehrer.livejournal.com
плюс немцы накопили запасы еще до 1940 г., которые постепенно истощали
плюс добывала нефть на оккупированных территориях (за исключением ссср - порядка 900 тыс. тонн в год, половину - в Польше)

с 1941 по 1943 румыния (включая прямые поставки нефти вермахту) покрывала от 82 до 96% немецкого импорта нефти, а весь импорт в свою очередь - четверть всего суммарного поступления нефти.

о военном периоде см. монографию Eichholz. Krieg um Öl

Date: 2010-05-14 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] allin777.livejournal.com

Нужно было Сталину действительно, не Буковину и Бессарабию у румын забирать, а к Плоешти ломиться. Лоханулся, усатый. )

(no subject)

From: [identity profile] vepr-y.livejournal.com - Date: 2010-05-14 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allin777.livejournal.com - Date: 2010-05-14 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] patetlao.livejournal.com - Date: 2010-05-14 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allin777.livejournal.com - Date: 2010-05-14 02:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] patetlao.livejournal.com - Date: 2010-05-14 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allin777.livejournal.com - Date: 2010-05-14 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vepr-y.livejournal.com - Date: 2010-05-14 02:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] patetlao.livejournal.com - Date: 2010-05-14 02:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allin777.livejournal.com - Date: 2010-05-14 02:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] memedovskij-z.livejournal.com - Date: 2010-05-15 10:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allin777.livejournal.com - Date: 2010-05-15 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] memedovskij-z.livejournal.com - Date: 2010-05-16 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] near-bird.livejournal.com - Date: 2010-06-02 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vir77.livejournal.com - Date: 2010-05-15 03:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] patetlao.livejournal.com - Date: 2010-05-15 10:18 am (UTC) - Expand

входит ли

Date: 2010-05-14 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] b-graf.livejournal.com
в советское потребление авиатопливо, поставляемое по ленд-лизу ? Также случаем не известно ли, какую долю от общих расходов горючего в стране составляли военные расходы его в СССР и Германии ? Т.е. надо знать еще, сколько же всего жидкого топлива было в распоряжении этих стран. Вопрос навеян потреблением горючего Кр.Армией за второе полугодие 1941 г.: ведь АФАИК добыча нефти была рекордной в это время, и по идее выработка горючего должна быть более значительной (даже с учетом более низкого % выхода). Может, оно не было востребовано Кр.Армией, или же где-то есть дополнительные данные об уничтоженном горючем, не включенном в число расхода (и за другие годы тоже, скажем - 1942-й) ?

Re: входит ли

Date: 2010-05-17 05:29 am (UTC)
From: (Anonymous)
Также случаем не известно ли, какую долю от общих расходов горючего в стране составляли военные расходы его в СССР и Германии ?

-------

По СССР (первая цифра - общие поставки от отечественной промышленности, вторая - в т.ч. в НКО и НКВМФ), тыс. т:

1) Автобензин:
1940 3060,7 576,4
1941 2702,4 1035,3
1942 1862,3 1206,1
1943 1817,0 1226,4
1944 2424,0 1736,3
1945 2718,2 1410,0

2) Авиабензин:
1941 912,2 828,6
1942 926,7 840,2
1943 1024,2 999,6
1944 1316,6 1289,0
1945 947,5 910,1

3) Дизтопливо:
1940 315,8 26,0
1941 430,8 175,0
1942 414,0 230,6
1943 441,8 281,4
1944 431,9 218,6
1945 642,2 236,5

Re: входит ли

From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com - Date: 2010-05-17 07:51 pm (UTC) - Expand

Re: входит ли

From: (Anonymous) - Date: 2010-05-18 05:02 am (UTC) - Expand

Date: 2010-05-14 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] awind.livejournal.com
цифры расхода сами по себе ни о чём не говорят. что-то говорит только расход в сравнении с потребностью (даже не с производством). ну и то что по разным видам топлива картина может меняться радикально здесь уже сказали.

Date: 2010-05-14 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Кому как. Кому говорят, кому не говорят.

Date: 2010-05-14 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dosenoffner.livejournal.com
Интересные цифры. В связи с этим возникает вопрос, эти "18 млн.тонн" нефти в большинстве перерабатывались в "3 млн.тонн." горючего или же часть оставалась предположим в качестве "запаса"?

И какой крекинг имеется в виду? Термический в СССР применялся, Шухов как никак изобрел. Но какова была его доля, не знаю.

Date: 2010-05-18 04:58 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Image (http://www.radikal.ru)

спасибо

Date: 2010-05-14 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
не знал, что роль Лойны была всё же так значительна.

Date: 2010-05-14 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
А какова реально была доля венгерской нефти, особенно в конце войны?

PS: Доктор, меня все игнорируют :-))
Edited Date: 2010-05-15 05:40 pm (UTC)

Date: 2010-05-14 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Да, еще, если не трудно, прокомментируйте насчет "Мозельского бензина." В Армагеддоне Хастингса упоминается, как "лиловая смесь бензина со спиртом, использование которой вынуждало экипажи прогревать выхлопы горелкой."
From: (Anonymous)
особенно подводный флот Германии :)

Profile

fat_yankey: (Default)
Igor Kurtukov

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 2930 31   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 08:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios